информационно-развлекательный портал о графике и дизайне
Скачать фотошоп (актуальная и старые версии)
Визуализация ювелирных изделий

В данном уроке будут поэтапно представлены действия для фотореалистичной визуализации ювелирных изделий стандартными средствами mental ray в 3ds Max. Используется 3ds Max 2009. Урок ориентировался на начинающих пользователей, поэтому некоторые моменты описаны излишне подробно. Материал построен на основе обобщенной схемы. Рекомендации даны для наиболее часто используемых случаев.

Что будет рассмотрено:

  1. Постановка камеры и кадра, для имитации предметной макросъемки.
  2. Настройка материалов металла (расширенно по оттенкам сплавов золота) и драгоценных камней с использованием Архитектурно-дизайнерских материалов, материалов группы «Про-материалы» и отдельных шейдеров.
  3. Постановка фотометрического света
  4. Настройка окружения, создание карт окружения.
  5. Использование эффектов камеры (сияние и глубина резкости) и эффектов работы с фоном.
  6. Настройка параметров финальной визуализации.

Чего в уроке не будет:

  1. Ни слова о моделировании. Предполагается, что у исполняющего уже есть модель ювелирного изделия, созданная в 3ds Max или экспортированная из других систем. На всякий случай модель колечка для тренировки прилагается. Формат OBJ.
  2. Все настройки будут показаны только в разрезе, затрагивающем тему урока.
  3. Не затрону вопросы непрямого освещения – основную работу будет делать FG, которая работает по умолчанию (либо активируем в процессе урока), а эффекты зеркального и преломленного света (каустика) будут незаметны (яркий прямой свет перебьет отражение от металлических частей, а камушки с хорошей огранкой, отправят преломленный свет в сторону источника света). Тем не менее о добавлении данных эффектов, если они принципиально важны тут http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=676

Начнем.

1. Постановка камеры и кадра.

Визуализация ювелирного изделия, может преследовать цель получения изображения для последующего использования его в оформительских целях, в этом случае вопрос правильной постановки камеры не сильно актуален, скорее всего, нас будет заботь вопрос получения фона, который проще будет в последующем удалить. Камеру при этом на сцене можно и не создавать, довольствуясь снимком из окна перспективы (про удаление фона поговорим ниже):

В случае проведения визуализации с претензией на фотореализм, то есть получения снимка, подобного фотографическому в режиме макросъемки, нужно учесть несколько особенностей.
Первая – точка нацеливания камеры. Нацеливать камеру в большинстве случаев нужно на задающий стиль элемент изделия, либо на центральный драгоценный камень. При этом все остальное, скорее всего, будет «не в фокусе» снимка, чем создаст акцент на главной детали  изделия.
Вторая особенность – подчеркнуть размеры изделия. Если сделать снимок небольшого украшения с камеры расположенной горизонтально (как при визуализации интерьеров и экстерьеров), то скорее всего наше колечко (сережка, брошь) будет казаться излишне большим, а элементы фона (в кадре) рассеют внимание:

Поэтому самым удачным положением камеры будет сверху с направлением вниз под углом примерно в  45 градусов.

Возникает вопрос: А почему мы начинаем именно с постановки камеры, когда можно потом выбрать наиболее удачный ракурс? Дело в том, что, дальнейшая настройка света, фона и других параметров, будет проходить под конкретное положение камеры и при смене ракурса эффекты потеряются. Данное действие можно сравнить с построением стенда для макросъемки, когда фотоаппарат жестко закреплен на штативе, изделие закреплено на предметном столике, а источники света и рефлекторы перемещаются вокруг, до достижения наиболее красивого эффекта.
Итак, создаем направленную камеру «Target»:

Цель от камеры помещаем на элемент изделия, а саму камеру поднимаем выше.
Чтобы переключиться на вид из камеры, нужно в окошке проекции (в любом удобном) щелкнуть правой кнопкой мышки по названию окна и из списка выбрать нашу камеру:

Размер конечного снимка устанавливается в настройках визуализации «Rendering» - «Render Setup»,  вкладка «Common»,  раздел «Output Size»:

«Замочек» около параметра «Image Aspect» позволяет зафиксировать пропорции изображения и пересчитывает размер согласно изменению одного из параметров.
Сразу можно столкнуться с проблемой – формат отображения картинки в окне проекции не совпадает с форматом выходного файла, что затрудняет постановку камеры. Для того чтобы окно проекции камеры было пропорционально размерам визуализируемого изображения, нужно опять правой кнопкой мышки щелкнуть по названию окна проекции и выбрать пункт «Configure», заходим в закладку «Safe Frames» и ставим флажок на «Show Safe Frames in…», при этом контролируем чтобы параметр «Live Area» был обязательно установлен:

Теперь окно камеры отсечено согласно пропорциям визуализируемого изображения.
Когда камера сильно приближена к объекту съемки, на полученном изображении будут заметны искажения (параллакс) искривление прямых линий, вызванных сферичность линз. Чтобы избавиться от этого паразитного в нашем случае эффекта, нужно отодвинуть камеру дальше от модели и уменьшить угол обзора камеры. Угол обзора настраивается в параметрах камеры двумя взаимозависимыми параметрами – Lens - чем больше линза, тем меньше угол обзора  и FOV – угол обзора. Дополнительно на панели управления вьюпортом, есть горячая клавиша, позволяющая менять угол обзора мышкой интерактивно:

Устанавливаем камеру и переходим к настройке материалов.

Используются технологии uCoz